Адрес457375, Российская Федерация, Челябинская область, Карталинский район, с. Анненское, ул. Гагарина, дом 17

Контакты администрации 8(35133) 9-41-24 Annensk2007@yandex.ru

ОРКСЭ

КОМПЛЕКСНЫЙ КУРС

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществлялось в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ и предложен к изучению в 4 классе с начала учебного года, на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы (Приказ Министерства образования и науки №74 от 01 февраля 2012 г.). Курс рассчитан на 34 часа. По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.

Издательство «Просвещение» в рамках проекта Министерства образования и науки РФ и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработало и выпустило учебно-методические комплекты курса ОРКСЭ под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов (2011 г. издания), для 4 класса (2014 г. издания).

Курс включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Все модули согласованы между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.

Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.

Учебники издательства «Просвещение» (серия «Школа России») одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего и основного общего образования, включены в Федеральный перечень учебников на 2014/15 учебный год.

Учебник

1.1.4.1.4.1

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

1.1.4.1.4.2

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

1.1.4.1.4.3

Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

1.1.4.1.4.4

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

1.1.4.1.4.5

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

1.1.4.1.4.6

Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Серия «Школа России»

 В МОУ Анненская СОШ ,в рамках данного решения . начиная с 2012 -2013 учебного года разработан план мероприятий по введению данного курса.

План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений

«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

 

Мероприятие

Планируемый результат

Сроки

Ответственные исполнители

Нормативно-правовое обеспечение

1. Разработка и утверждение плана мероприятий по введению учебного курса ОРКСЭ в 

План мероприятий

март

 Ершова В.Ф.-заместитель директора по УВР

Панова И.А заместитель директора по УВР

в начальной школе

2. Принятие нормативных актов, обеспечивающих введение с 2012/13 учебного года комплексного учебного курса в общеобразовательном учреждении

Приказы  образовательного учреждения

Март-апрель

Качурина Т.В.-директор школы

Организационно-методическое сопровождение учебного курса ОРКСЭ

3. Проведение мониторинга готовности ОУ к введению учебного курса ОРКСЭ

Уровень готовности ОУ к реализации курса ОРКСЭ, аналитическая справка ОУ

11-23 марта

 Панова И.А. заместитель директора по УВР

в начальной школе

4. Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательного учреждения в связи с введением курса ОРКСЭ

План-график повышения квалификации

Март

 Ершова в.Ф. заместитель директора по УВР

 

5. Организация и проведение мероприятий по проведению выбора обучающимися
и их родителями (законными
представителями) модулей
учебного курса

Протокол родительского собрания, заявления родителей

15 марта

 Панова И.А. заместитель директора по УВР

в начальной школе

Ершова В.Ф. заместитель директора по УВР

 

6. Формирование  школьного  заказа на обеспечение учебной и учебно-методической литературой по учебному курсу в соответствии с федеральным перечнем

 

 школьный заказ на приобретение учебников

15 марта

 Гриднева Л.Н.-

библиотекарь

Информационное сопровождение учебного курса ОРКСЭ

7.Организация  работы на  специальной странице сайта   МОУ 

Размещение методических материалов по вопросам учебного курса

постоянно

 Сергеева М.Ю.

8.Информирование общественности по вопросам введения учебного курса

Подготовка статей и сюжетов в СМИ, на сайт, выступление на общешкольных собраниях

постоянно

Панова И.А., заместитель директора по УВР

в начальной школе Ершова В.Ф. заместитель директора по УВР

 

Материально-техническое обеспечение

 

14. Подготовка уголков в классном кабинете общеобразовательного учреждения к реализации курса ОРКСЭ

Справка о подготовленности  предметных кабинетов

Март- август

 Панова И.А. заместитель директора по УВР

в начальной школе

 

 Третий год в феврале – марте проводятся родительские собрания в 3-4 –ых классах. На данных собраниях родителям предлагается сделать выбор  одного из шести учебных модулей учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).  В 2014-2015 учебном году в рамках реализации ФГОС  учебный курс изменил название на «Основы духовно- нравственной культуры народов России»,но модули остались.Их всего шесть.

В 2014-2015 учебном году обучающиеся 5-ых классов в 1-ом полугодии продолжали изучение модулей ,выбранных в 4-ом классе. Изучались два модуля: «Основы  светской этики», « Основы православной культуры».

 

Класс

«Основы  светской этики»

« Основы православной культуры».

 

Примечание

5а-14 уч-ся

 30%

70%

 

5б-17 уч-ся

35%

65%

 

 

Во втором полугодии  данный учебный курс преподавался в 4-ом классе( в объеме 17 часов)

Класс

«Основы  светской этики»

« Основы православной культуры».

Примечание

4класс-15уч-ся

6 уч-ся- 40%

9 уч-я-60%

 

Итоги родительского собрания  от 13 марта 2015 года:

Кол-во 3-х классов 2014-2015уч.год

Общее кол-во обуч-ся в 3-х классах 2014-20145уч.год

Количество обучающихся, выбравших модули

Основы религиозных культур

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

Основы исламской культуры

1

21

0

0

21

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка педагогических кадров:

Всего педагогов для преподавания курса ОРКСЭ, чел.

Из них

прошли курсы повышения квалификации, чел. ФИО

необходимо повышение квалификации педагогов, чел.

Необходимо

повторное повышение квалификации педагогов (участники апробации 2010 г.)

3

Ершова В.Ф-2012г.

Векушкина Н.Н-2012г.

Панова И.А. -2012г

0

0

 

В преподавании ОРКСЭ применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете ОРКСЭ осуществляется в процессе выполнения текущих домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, словарей, творческих работ и исследовательских проектов обучающихся на завершающем этапе. Итоговая работа –это подготовка и защита творческих работ и проектов.

 В помощь учащимся и их родителям

Работа с семьями обучающихся – важный компонент в изучении курса ОРКСЭ. Особая роль в изучении курса отводится родителям. Именно поэтому в комплект входит «Книга для родителей». Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Апробация показала, что этот метод действительно работает. Поэтому родители учащихся всех классов должны иметь полноценную информацию о цели и задачах учебного предмета «Основы православной культуры». Дети начали говорить с родителями о традициях, нравственных ценностях и это большое достижение данного курса. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.

«Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей». Данилюк А.Я.

Пособие адресовано родителям (законным представителям) учащихся 4-5 классов общеобразовательных учреждений, изучающих комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В пособии раскрыты условия апробации нового курса в учебном процессе образовательных учреждений, структура и основное содержание курса. Особое внимание уделено формам и методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей.

 

Преподавание ОРКСЭ в 2017-2018 учебном году

07.11.2017

Мониторинг реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в МОУ «Анненская СОШ»

Читать далее

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie